|
|
Проект «Правильный выбор»Проект «Правильный выбор» (взаимодействие семьи и школы в организации комплексной профориентации обучающихся)
Описание проблемы и обоснование актуальности темы проекта
Общеизвестно, что одной из главных проблем всех уровней профессионального образования в России является его недостаточная адекватность потребностям рынка труда. Вузы готовят, как правило, специалистов по традиционным для каждого учебного заведения специальностям, удовлетворяя возрастающие потребности в большей мере населения, а не экономики. Следствием этого является тот факт, что в целом по стране около 30% выпускников вузов работают не по специальности. На переподготовку специалистов тратится ежегодно до 250 миллиардов рублей. Ни для кого не секрет, что в разные периоды популярность тех или иных профессий меняется. Так, лет 25-30 назад престижными и почётными являлись такие профессии, как инженер, ученый. Ещё раньше – учитель, военный. В течение последнего десятилетия статус «престижных» прочно закрепился за юристами, экономистами и менеджерами. Однако престижность профессий совершенно не означает их нужности, востребованности. Старшеклассников привлекают зачастую внешние стороны, и они очень удивляются, узнав, например, что юристы зарабатывают не так много, как казалось, но рабочий день у них при этом ненормированный; что работа экономиста связана, главным образом, с огромным количеством цифр и бумаг. Востребованными профессиями и специальностями на рынке труда республики на сегодня явлются квалифицированные рабочие: арматурщики, бетонщики, водители, электрики и др Понимая всю важность и сложность данной проблемы, в школе для усиления профориентационной работы, которая является неотъемлемым компонентом допрофильной подготовки и профильного обучения ведется целенаправленная работа по конструированию целостной системы профориентации с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Педагогический коллектив постоянно ищет пути развития, при которых нормой становится творческое самоопределение школьников, реализация исследовательских программ, проектов, в которые включаются учителя, учащиеся, представители общественности. С 2010 года в школе организованы экскурсии на предприятия города в рамках школьной Программы по организации и проведению профориентационных экскурсий. По итогам года в экскурсионных программах принимают участие 100 % учащихся 1-11 классов школы, которые посетили предприятия ЖКХ, промышленности, сферы высоких технологий и обслуживания. В рамках информационно-просветительского проекта «Государственный час» интересные и актуальные дискуссии с учениками 9-11 классов проводит председатель Государственного комитета КБР по занятости населения. Тематика встреч носит профильный характер: «Возможности самореализации молодежи в Кабардино-Балкарии», «Самые востребованные профессии в КБР». Практические занятия с обучающимися организованы и проводятся на базе городского Центра занятости населения, Республиканского Центра содействия занятости молодежи и мобильного выездного пункта профориентации. Основная проблема нашей школы состоит в том, что многие родители, по окончанию начальной школы, перестают взаимодействовать с ней, интересоваться проблемами школьной жизни, участвовать в организации культурно - массовых мероприятий. При переходе ребенка в среднее звено у классного руководителя начинаются проблемы с посещением родителями собраний и всеобучей. Ежегодный анализ воспитательной работы показывает, что процент посещаемости родителями внеклассных мероприятий и родительских собраний снижается. В школе с 2000 года функционируют профильные классы. Однако проблема профессионального самоопределения учащихся остается пока неразрешенной. Профильность основана на предметном делении содержания образования, выделяя формализованный, а не личностно-значимый характер учения. Опрос выпускников 11-х классов показал, что лелеют свою мечту о будущей профессии с детства – 5%, а сделали свой выбор два года назад – 75%, год назад 20%. Планы учащихся профильных классов о продолжении образования таковы: 25% учащихся 9 классов, 3% учащихся 10 классов и 1% учащихся 11 классов планируют поступать в колледжи университета. Сложившиеся практика такова, что любящие родители часто бросаются в две крайности: пытаются принимать решения вместо своего ребенка более 75% родителей учащихся нашей школы; остальные самоустраняются, снимая с себя любую ответственность (кроме «одеть» и «накормить»). Наблюдения показывают, что в большинстве случаев дети соглашаются с выбором родителей, рассчитывая на помощь родителей при поступлении в какое-либо учебное заведение. Эту проблему можно решить с помощью вовлечения родителей в школьную жизнь ребенка. Наметившаяся тенденция к дифференциации семей по уровню их образования, социальному статусу, материальному достатку в условиях общеобразовательной организации является опорой для развития образовательного процесса в школе, т.к. достаточно высокий уровень образования родителей (более 41% родителей с высшим образованием, 32 % со средне специальным) позволяет активно привлекать их к развитию системы образования в школе. Следовательно, задача школы – создать условия для участия родителей в разработке индивидуальных образовательных маршрутов развития их детей, то есть родители становятся активными участниками образовательного процесса Нам очень важно знать, что хотят видеть, делать сами родители, к чему у них есть интерес и стремление. Для этого мы организовали анкетирование родителей, результаты которого и легли в основу нашей дальнейшей совместной деятельности. Изучив анкеты, мы пришли к выводу, что найдется немало родителей (60%) которые помогут организовать интересную деятельность классного коллектива. Среди форм сотрудничества родителей и школы можно выделить - профориентационные экскурсии. Привлекательность данной формы профориентации определяется несколькими факторами: во-первых, эта форма профориентационной работы (информационно-просветительская) является необходимым элементом профессионального самоопределения, во-вторых, проведение экскурсий не требует от сторон больших затрат, в-третьих, экскурсии являются наиболее традиционной и естественной формой сотрудничества. Новизна нашего подхода в работе с родителями заключается в том, что мы даем родителям возможность проявить инициативу самим. Необходимым условием партнерских отношений является их добровольность и осознанность выбора в разных формах взаимодействия (совместной деятельности). Чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, т.е. с профессиями людей хорошо знакомых, (родителей) чей труд дети наблюдают изо дня в день. Родители, зачастую являясь профессионалами своего дела в состоянии помочь не только своему ребенку, но и другим школьникам. И в данном случае крайне важно правильно организовать ряд мероприятий, где родители-врачи, родители-инженеры, родители-программисты и другие могли бы на собственном примере интересно, качественно и практично подать свой профессиональный опыт. Выполнив с детьми проектные и исследовательские работы, став, участниками круглых столов, приняв у себя на предприятии подростковые экскурсионные группы, родители смогли бы повлиять на правильный и осознанный выбор детей, не дать им пойти по пути модных и часто не востребованных обществом специальностей. В этом ракурсе целью школы является формирование у учащихся представлений о структуре современного производства, содержании труда профессионалов в различных отраслях, актуальном «профессиональном окружении». Цели родителей-экскурсоводов сводятся к информированию учащихся о преимуществах работы, то есть формированию позитивного, привлекательного образа своей организации. Идея проекта интеграция усилий семьи и школы в работе по активному участию в профессиональной ориентации обучающихся, процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности. Привлечение родителей к организации интересной, насыщенной внеклассной деятельности классного коллектива через совместные мероприятия - организации профориентационных экскурсий на предприятия и организации города с целью изучения спектра востребованных профессий, типологии специальностей и последующим анализом увиденной и услышанной информации, о наблюдениях и открытиях по результатам экскурсий на предприятия, встреч с людьми разных профессий на уроках и классных часах. Цель проекта - создание стратегии совместной деятельности классных руководителей, учителей, родителей и учащихся, направленной на профессиональное самоопределение школьников, создание модели взаимодействия всех участников образовательного процесса посредством проведения информационно-обучающих (профориентационных) мероприятий; Задачи проекта:
Основные мероприятия проекта
Сроки реализации проекта Бессрочный
Целевые группы В реализации программы принимают участие родители, обучающиеся, члены педагогического коллектива МБОУ СОШ №5 г.о. Нальчик им. А.С. Пушкина, представители различных организаций, учреждений и общественности.
Ожидаемые результаты В результате реализации проекта будет создан механизм построения полноценных партнерских отношений между школой и родителями, которые удовлетворят всех участников образовательного процесса и позволят разделить ответственностью за конечный результат. Основным итогом проекта должно стать умение родителей участвовать в совместной деятельности, то есть, их определенная компетентность, основанная на доверии к образовательному учреждению.
Критерии оценки эффективности реализации проекта Количество:
Качество:
|
|