Версия для слабовидящих Обычная версия
  • image01
  • image02
  • image03
  • image04


 

Наружка 600х300 08

takzdorovo

imgonline com ua Resize 08Vog2WF3UKbB

lichnyy kabinet bars obrazovanie 33 

5282831339567048822 

 

TeleJPG

 

proekt3

Проект «Правильный выбор»

Проект «Правильный выбор»

(взаимодействие семьи и школы в организации

комплексной профориентации обучающихся)

 

Описание проблемы и обоснование актуальности темы проекта

 

Общеизвестно, что одной из главных проблем всех уровней профессионального образования в России является его недостаточная адекватность потребностям рынка труда. Вузы готовят, как правило, специалистов по традиционным для каждого учебного заведения специальностям, удовлетворяя возрастающие потребности в большей мере населения, а не экономики. Следствием этого является тот факт, что в целом по стране около 30% выпускников вузов работают не по специальности. На переподготовку специалистов тратится ежегодно до 250 миллиардов рублей.

         Ни для кого не секрет, что в разные периоды популярность тех или иных профессий меняется. Так, лет 25-30 назад престижными и почётными являлись такие профессии, как инженер, ученый. Ещё раньше – учитель, военный. В течение последнего десятилетия статус «престижных» прочно закрепился за юристами, экономистами и менеджерами. Однако престижность профессий совершенно не означает их нужности, востребованности. Старшеклассников привлекают зачастую внешние стороны, и они очень удивляются, узнав, например, что юристы зарабатывают не так много, как казалось, но рабочий день у них при этом ненормированный; что работа экономиста связана, главным образом, с огромным количеством цифр и бумаг. Востребованными профессиями и специальностями на рынке труда республики на сегодня явлются квалифицированные рабочие: арматурщики, бетонщики, водители, электрики и др

Понимая всю важность и сложность данной проблемы, в школе для усиления профориентационной работы, которая является неотъемлемым компонентом допрофильной подготовки и профильного обучения ведется целенаправленная работа по конструированию целостной системы профориентации с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Педагогический коллектив постоянно ищет пути развития, при которых нормой становится творческое самоопределение школьников, реализация исследовательских программ, проектов, в которые включаются учителя, учащиеся, представители общественности.

С 2010 года в школе организованы экскурсии на предприятия города в рамках школьной Программы по организации и проведению профориентационных экскурсий. По итогам года в экскурсионных программах принимают участие 100 % учащихся 1-11 классов школы, которые посетили предприятия ЖКХ, промышленности, сферы высоких технологий и обслуживания.

           В рамках информационно-просветительского проекта «Государственный час» интересные и актуальные дискуссии с учениками 9-11 классов проводит председатель Государственного комитета КБР по занятости населения. Тематика встреч носит профильный характер: «Возможности самореализации молодежи в Кабардино-Балкарии», «Самые востребованные профессии в КБР». Практические занятия с обучающимися организованы и проводятся на базе городского Центра занятости населения, Республиканского Центра содействия занятости молодежи и мобильного выездного пункта профориентации.

Основная проблема нашей школы состоит в том, что многие родители, по окончанию начальной школы, перестают взаимодействовать с ней, интересоваться проблемами школьной жизни, участвовать в организации культурно - массовых мероприятий. При переходе ребенка в среднее звено у классного руководителя начинаются проблемы с посещением родителями собраний и всеобучей. Ежегодный анализ воспитательной работы показывает, что процент посещаемости родителями внеклассных мероприятий и родительских собраний снижается.

В школе с 2000 года функционируют профильные классы. Однако проблема профессионального самоопределения учащихся остается пока неразрешенной. Профильность основана на предметном делении содержания образования, выделяя формализованный, а не личностно-значимый характер учения.

Опрос выпускников 11-х классов показал, что лелеют свою мечту о будущей профессии с детства – 5%, а сделали свой выбор два года назад – 75%, год назад 20%. Планы учащихся профильных классов о продолжении образования таковы: 25% учащихся 9 классов, 3% учащихся 10 классов и 1% учащихся 11 классов планируют поступать в колледжи университета.

Сложившиеся практика такова, что любящие родители часто бросаются в две крайности: пытаются принимать решения вместо своего ребенка более 75% родителей учащихся нашей школы; остальные самоустраняются, снимая с себя любую ответственность (кроме «одеть» и «накормить»). Наблюдения показывают, что в большинстве случаев дети соглашаются с выбором родителей, рассчитывая на помощь родителей при поступлении в какое-либо учебное заведение.

Эту проблему можно решить с помощью вовлечения родителей в школьную жизнь ребенка. Наметившаяся тенденция к дифференциации семей по уровню их образования, социальному статусу, материальному достатку в условиях общеобразовательной организации является опорой для развития образовательного процесса в школе, т.к. достаточно высокий уровень образования родителей (более 41% родителей с высшим образованием, 32 % со средне специальным) позволяет активно привлекать их к развитию системы образования в школе.

Следовательно, задача школы – создать условия для участия родителей в разработке индивидуальных образовательных маршрутов развития их детей, то есть родители становятся активными участниками образовательного процесса

Нам очень важно знать, что хотят видеть, делать сами родители, к чему у них есть интерес и стремление. Для этого мы организовали анкетирование родителей, результаты которого и легли в основу нашей дальнейшей совместной деятельности. Изучив анкеты, мы пришли к выводу, что найдется немало родителей (60%) которые помогут организовать интересную деятельность классного коллектива.

Среди форм сотрудничества родителей и школы можно выделить - профориентационные экскурсии. Привлекательность данной формы профориентации определяется несколькими факторами: во-первых, эта форма профориентационной работы (информационно-просветительская) является необходимым элементом профессионального самоопределения, во-вторых, проведение экскурсий не требует от сторон больших затрат, в-третьих, экскурсии являются наиболее традиционной и естественной формой сотрудничества. Новизна нашего подхода в работе с родителями заключается в том, что мы даем родителям возможность проявить инициативу самим. Необходимым условием партнерских отношений является их добровольность и осознанность выбора в разных формах взаимодействия (совместной деятельности).

Чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, т.е. с профессиями людей хорошо знакомых, (родителей) чей труд дети наблюдают изо дня в день. Родители, зачастую являясь профессионалами своего дела в состоянии помочь не только своему ребенку, но и другим школьникам. И в данном случае крайне важно правильно организовать ряд мероприятий,   где   родители-врачи,   родители-инженеры,   родители-программисты и другие могли бы на собственном примере интересно, качественно и практично подать свой профессиональный опыт. Выполнив с детьми проектные и исследовательские работы, став, участниками круглых столов, приняв у себя на предприятии подростковые экскурсионные группы, родители смогли бы повлиять на правильный и осознанный выбор детей, не дать им пойти по пути модных и часто не востребованных обществом специальностей. В этом ракурсе целью школы является формирование у учащихся представлений о структуре современного производства, содержании труда профессионалов в различных отраслях, актуальном «профессиональном окружении». Цели родителей-экскурсоводов сводятся к информированию учащихся о преимуществах работы, то есть формированию позитивного, привлекательного образа своей организации.

Идея проекта интеграция усилий семьи и школы в работе по активному участию в профессиональной ориентации обучающихся, процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности. Привлечение родителей к организации интересной, насыщенной внеклассной деятельности классного коллектива через совместные мероприятия - организации профориентационных экскурсий на предприятия и организации города с целью изучения спектра востребованных профессий, типологии специальностей и последующим анализом увиденной и услышанной информации, о наблюдениях и открытиях по результатам экскурсий на предприятия, встреч с людьми разных профессий на уроках и классных часах.

         Цель проекта - создание стратегии совместной деятельности классных руководителей, учителей, родителей и учащихся, направленной на профессиональное самоопределение школьников, создание модели взаимодействия всех участников образовательного процесса посредством проведения информационно-обучающих (профориентационных) мероприятий;

       Задачи проекта:

  • создание системы работы с родителями по профессиональному самоопределению учащихся
  • подготовка содержания экскурсий с профориентационным компонентом по предметам государственной школьной программы: физика, химия, биология, география, литература, история, обществознание, физическая культура, начальные классы;
  • организация в каждом классе группы волонтеров по       профориентационной работе из наиболее активных и неравнодушных родителей для вовлечения в школьную деятельность;
  • использование эффективной формы профориентационной работы - как знакомство школьников с профессиями родителей на их рабочих местах;
  • формирование активной позиции родителей, как участников образовательного процесса.

Основные мероприятия проекта

Сроки Содержание деятельности

1 этап – подготовительный

 

  1. Организация творческой группы по созданию концептуальной модели Проекта, определение технологических действий по ее реализации.
  2. Разработка нормативной базы и методических материалов по Проекту.
  3. Мониторинг родительских запросов и ресурсов
  4. Разработка примерных тем профориентационных экскурсий для воспитанников дошкольных отделений и учащихся школы с 1 по 11-й классы.
  5. Распределение функций и ответственности между участниками Проекта.
  6. Вовлечение в проект социальных партнеров в лице родителей обучающихся (договор о совместной деятельности и др.)
  7. Проведение встреч родительского актива и Управляющего Совета школы, классных руководителей.

2 этап –практический

 

  1. Организация встречи обучающихся с родителями-представителями различных профессий.
  2. Родитель-экскурсовод (экскурсии на предприятия и организации по месту работы родителей)
  3. Проведение конкурсов проектов, самопрезентаций, мастер-классов, дискуссий по теме проекта.
  4. Организация с участием родительской общественности фото-видео- выставок, выпуск коллективных альбомов, конкурсы сочинений.
  5. Создание тематической группы в социально-образовательном портале «Дневник.ру»: организация публикаций рассказов учащихся о профессиональной деятельности родителей с фотографиями, краткие резюме по итогам экскурсий на предприятия и учреждения города.

3 этап –рефлексивно-обобщающий

 

  1. Создание банка данных по эффективным технологиям в рамках Проекта.
  2. Подготовка компьютерных презентаций с результатами и обобщениями проектной деятельности.
  3. Публикации статей по организации проектной деятельности в школьной газете.
  4. Проведение конференции «Взаимодействие семьи и школы в организации комплексной профориентации обучающихся».

Сроки реализации проекта

Бессрочный

 

Целевые группы

В реализации программы принимают участие родители, обучающиеся, члены педагогического коллектива МБОУ СОШ №5 г.о. Нальчик им. А.С. Пушкина, представители различных организаций, учреждений и общественности.

 

Ожидаемые результаты

В результате реализации проекта будет создан механизм построения полноценных партнерских отношений между школой и родителями, которые удовлетворят всех участников образовательного процесса и позволят разделить ответственностью за конечный результат. Основным итогом проекта должно стать умение родителей участвовать в совместной деятельности, то есть, их определенная компетентность, основанная на доверии к образовательному учреждению.

           

Критерии оценки эффективности реализации проекта

Количество:

  • привлеченных детей;
  • привлеченных родителей;
  • часов экскурсий
  • распространенных объявлений, листовок, открыток, буклетов, презентаций;
  • часов для исследования и обработки
  • номеров школьной газеты;

Качество:

  • привлечение родителей к созданию родительской страницы в школьной газете;
  • повышение уровня воспитанности учащихся школы;
  • создание положительного опыта, появление материала готового к внедрению и использованию в школах;
  • повышение уровня интереса родителей к воспитательной работе школы.
  • пополнение Банка педагогических данных о родителях учащихся (состав семьи, сфера занятости родителей, образовательный уровень, социальный статус);
  • диагностика потребностей родителей в образовательных услугах школы по подготовке учащихся;
  • диагностика интересов, способностей и возможностей родителей в оказании дополнительных образовательных услуг в школе;
  • пропаганда успешного опыта семейного воспитания учащихся.
 
 
 
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

QRflag

h2Evfgphudg

minobrazovania

minobrazovania

departam

govru

dvizh obsh school

eg

gia

ege

fipi

rdsh 

yunarmi

nok

orrus8

sferummax

teatr

© 2013-2022 Все права защищены.
Создание и поддержка сайта ООО “УДЦ ”Кватро”