Версия для слабовидящих Обычная версия
  • image01
  • image02
  • image03
  • image04

Социально-психологическая служба

Социально-психологическая служба школы

 

Kagazezheva Aksana
Ф.И.О Кагазежева Аксана Жантемировна
Должность социальный педагог первой смены
Образование высшее, КБГУ им. Х.М.Бербекова, «преподаватель математики»; профессиональная переподготовка - ГБОУ ДПО «КБРЦНПР», «социальный педагог»
Категория высшая квалификационная категория
Стаж работы
общий - 26 лет; по специальности - 17 лет
Курсовая подготовка ГБОУ ДПО КБРЦНПР, апрель 2017 г, № 40315
Награды Почетная грамота Департамента образования г.о. Нальчик
Контакты тел.: 77-61-83; Е-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 


 

Taova M
Ф.И.О Таова Марианна Хусеновна
Должность социальный педагог второй смены
Образование высшее, КБГУ им. Х.М.Бербекова, «учитель начальных классов»; профессиональная переподготовка - ГБОУ ДПО «КБРЦНПР», «социальный педагог»
Категория высшая квалификационная категория
Стаж работы
общий - 25 лет; по специальности - 13 лет
Курсовая подготовка ГБОУ ДПО КБРЦНПР, апрель 2017 г, № 40329
Контакты тел.: 77-61-83; Е-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 


 

Stepina MK
Ф.И.О Степина Мадина Коммунаровна
Должность педагог-психолог второй смены
Образование высшее, КБГУ им. Х.М.Бербекова, «учитель химик, учитель химии», 1984 г.; МГУ им. В.М. Ломоносова, «практический психолог в сфере образования», 1989 г.
Категория высшая квалификационная категория
Стаж работы
общий - 34 лет; по специальности - 20 лет
Курсовая подготовка ФГБНУ "Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО", октябрь 2019 г, № С/РВ - 118
Контакты тел.: 77-61-83; Е-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 


 

Hamizova
Ф.И.О Безрокова Бэла Борисовна 
Должность педагог-психолог первой смены
Образование высшее, Современная гуманитарная академия г.Москва, «психолог»; профессиональная переподготовка - ИПКиПРО КБГУ «педагог-психолог»
Категория соответствие занимаемой должности
Стаж работы
общий - 7 лет; по специальности - 7 лет
Курсовая подготовка ИПК и ПРО КБГУ, октябрь 2012 г, № 5084
Контакты тел.: 77-61-83; Е-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 


 

Dayrova
Ф.И.О Даурова Карина Тагировна 
Должность педагог-психолог второй смены
Образование высшее, Современная гуманитарная академия г.Москва, «психолог»; профессиональная переподготовка - ИПКиПРО КБГУ «педагог-психолог»
Категория соответствие занимаемой должности
Стаж работы
общий - 7 лет; по специальности - 7 лет
Курсовая подготовка ИПК и ПРО КБГУ, октябрь 2012 г, № 5085
Контакты тел.: 77-61-83; Е-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 


 

СПАСАТЬ И ВОСПИТЫВАТЬ ЮНЫЕ ДУШИ - ОСНОВНАЯ МИССИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

Работа социального педагога  разносторонняя, очень нужная и ответственная. Ведь постоянно приходится работать в состоянии стресса - в предчувствии "бури".

Социальный педагог – это специалист, который создает условия для успешной адаптации ребенка в обществе, создает благоприятные условия для развития ребенка, установления связей и партнерских отношений между образовательным учреждением и семьей, выявляет интересы и потребности, отклонения в поведении, конфликтные ситуации и оказывает своевременную помощь воспитанникам, выступает посредником между ребенком, образовательным учреждением, семьей и органами власти, способствует реализации прав и свобод ребенка.

Основной задачей деятельности социального педагога является социальная защита прав детей, обеспечение охраны их жизни и здоровья. Социальный педагог работает с отдельной личностью, его роль заключается в том, чтобы помочь подросткам словом и делом, содействовать тому, чтобы каждый из них поверил в себя, переоценил свои ценности и прозрел.

 

Основные направления работы социального педагога:

- Проверка посещаемости занятий учащимися.

- Составление социального паспорта семей учащихся, нуждающихся в социальной защите или помощи, и учащихся с девиантным поведением.

- Помощь в составлении планов классным руководителям индивидуальной работы с "трудными" учащимися.

- Профилактические беседы с трудными" учащимися и их родителями.

- Участие, в проверках планов воспитательной работы с "трудными" учащимися, работе Совета профилактики, административных совещаниях, малого педсовета и т.д.

- Взаимодействие с органами правопорядка.

- Развитие индивидуальных способностей учащихся.

- Оказание психологической помощи и поддержки учащимся.

- Работа с детьми группы риска  

 

Функции социального педагога:

- аналитическая (изучение условий жизни ребенка, семьи, социального окружения; выявление влияния окружающей среды на развитие ребенка, а также различного рода проблем;установление причин),

- прогностическая (определение перспектив процесса развития и воспитания ребенка),

- коррекционная (коррекция влияний на ребенка как со стороны семьи, так и социальной среды),

- профилактическая (предупреждение отклоняющегося поведения у детей; организация мер социального оздоровления семьи; своевременное оказание правовой и другой помощи семьям и детям групп социального риска),

- охранно-защитная (защита прав и интересов личности; содействие в привлечении к ответственности лиц, допускающих прямые или косвенные противоправные действия на подопечных социального педагога; взаимодействие с органами социальной защиты),

- психотерапевтическая (забота о душевном равновесии ребенка; помощь в разрешении конфликтов),

- посредническая (осуществляет связи в интересах ребенка между семьей, образовательным учреждением, ближайшим окружением и органами социальной защиты).

 

Куда обратиться, если ты попал в беду: 

Цели отделов социальной, правовой, медицинской защиты и помощи просты и сложны одновременно. Звучит это вполне понятно – поддержка людей   в трудной жизненной ситуации. На самом деле задачи  многообразны по назначению и широки по своему воплощению.

Отдел oпеки и попечительства Департамента образования г.о. Нальчик

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав

Управление социальной защиты населения 

Телефон доверия "Российской нарколинии"                            (495) 280-61-01

Российский фонд борьбы с наркоманией                                 (495) 299-53-52

Телефон доверия НАН для подростков и их родителей          (495) 421-55-55

 Неотложная наркологическая помощь                                     (495) 427-66-01

Фонд спасения детей и подростков от наркотиков                   (495) 458-74-58

Контактные телефоны доверия в г.Нальчике:     8-928-72-132-98  8-963-39-043-15  8-918-72-298-10

 

Раздел «Рекомендации для родителей»

Предотвращение агресси среди несовершеннолетних

Что в поведении подростка должно насторожить взрослого:

• Резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к учебе и оценкам.

• У подростка длительное время подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительность.

• Резкое изменение поведения. Например, подросток стал неряшливым, не хочет разговаривать с близкими ему людьми, начал раздаривать дорогие ему вещи, теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется от друзей.

• Наличие примера самоповреждения в ближайшем окружении, а также среди значимых взрослых или сверстников.

• Ребенок прямо или косвенно говорит о желании причинять себе боль или наказать себя или   о нежелании продолжать «дальше так жить». Разговоры о нежелании жить – попытка привлечь внимание взрослого к себе и своим проблемам.

• Отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях).

• Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми.

• Несчастная любовь или разрыв романтических отношений.

• Объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание).

• Резкое изменение социального окружения (например, в результате смены места жительства).

• Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуации насилия).

 

Гражданско-правовая ответственность несовершеннолетних

Она наступает за причинение имущественного вреда кому-либо или причинение вреда здоровью, чести и достоинству и т. д. Гражданско-правовая ответственность – это имущественное (как правило, денежное) возмещение вреда пострадавшему лицу. Даже если ты причинил вред чьему-либо здоровью или оскорбил чью-то честь и достоинство, компенсировать вред нужно будет в виде определённой денежной суммы.

Если тебе нет 14 лет – гражданскую ответственность за причинённый тобой вред будут нести твои родители или опекуны.

Если тебе от 14 до 18 лет – ты сам должен будешь возместить ущерб своим имуществом или заработком, а если у тебя его нет или его недостаточно – возмещать опять же будут твои родители.

К гражданской ответственности человек привлекается по решению суда. Это значит, что, если ты и твои родители не хотят добровольно возместить ущерб пострадавшему, он может обратиться в суд с иском к тебе и/или к твоим родителям. Пока тебе нет 18 лет, в суде по гражданским делам твои интересы должны представлять родители (или опекуны), но если тебе уже есть 14 лет – то суд должен привлекать к участию в деле и тебя, если затронуты твои права и интересы. В гражданском процессе не предусмотрено мер пресечения, задержания и иных принудительных мер. Доказательства по делу собирают и представляют сам истец и ответчик.

Уголовная и гражданская ответственность за одно и то же правонарушение могут наступать вместе (к примеру, лишение свободы и возмещение вреда (денежная компенсация) потерпевшему.

Также могут вместе наступать административная и гражданская ответственность.

 

Помни свои права!

Однако не забывай, что и ты должен соблюдать Закон и незнание закона не освобождает тебя от ответственности.

Если сотрудник милиции нарушил твои права, следует писать жалобу в прокуратуру и прокурор в течение 3х дней обязан по этому заявлению (жалобе) вынести постановление.

Конвенция о правах ребенка

Права ребенка являются понятием из категории прав человека и вытекают из достоинства и неповторимости ребенка как человеческой личности.

Права ребенка – это нечто иное, чем его основные потребности. Не существует права на воспитание в счастливой семье или права на любовь, хотя это необыкновенно важные потребности каждого человека.

Права детей, как и права человека, рассматриваются в аспекте "власть – личность". Если ребенок имеет право, то это значит, что государство должно обеспечить ему возможность пользоваться этим правом.

Права ребенка, как и права человека, подлежат ограничениям, но только таким, которые предусматриваются законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности, общественного порядка и предотвращения преступлений, охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц. Не могут быть ограничены права на защиту от пыток, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания и защиту от рабства и подневольного состояния.

 

Первоклассник идет в школу [PDF]

Позвольте первокласснику самому выбрать учительницу [PDF]

Профориентация [PDF]

Роль и место ребенка в семье, проблемы воспитания [PDF]

Самодиагностика для родителей [PDF]

Типичные ошибки родителей и взрослых [PDF]

Этический кодекс практического психолога [PDF]

 

Компьютерная зависимость

(рекомендации родителям)

Компьютерная зависимость это когда все интересы ребенка сужены в сторону компьютера, когда компьютер является единственным интересом ребенка.

Очень часто если среди близких родственников есть зависимые люди (алкогольная зависимость, трудоголик, и т.д.), то и ребенок может стать зависимым, в том числе и от компьютера. Семья, а особенно «жесткая» мать способствует тому, что ребенок становится зависимым, а все члены семьи - созовисимы.

Что видит в компьютере ребенок? Красочный, «нереальный мир» и он убегает в него за своей радостью, за своими эмоциями.

Почему такое происходит? Давайте разберемся? Ребенку просто нечем заняться, родители не структурировали его жизнь, его просто необходимо грамотно пристроить к интересной деятельности. Как правило, это происходит в дисфункциональных семьях, где все созависимы.

Если вы видите, что ваш ребенок уже несколько часов как «завис» в компьютере - что надо сделать?

Ни в коем случае не стоит выключать компьютер, или начать орать на ребенка. Необходимо зацепиться за то, что ребенку важно. Спросить его в какую игру ты играешь? Посмотрите и спросите ребенка - какие цели у его «героя». Если ребенок не отвечает, просто посидите с ним и посмотрите, т.е. погрузитесь в игру, а затем он начнет говорить. Таким образом, вы сможете вывести его из виртуального мира, а затем загружайте его чем – то интересным. Задайте себе вопрос: «Что не так в семье? Почему ребенок убегает от семьи?» Если у вас есть зависимость, даже если вы «трудоголик», то ребенок чувствует это интуитивно.

А как вы можете разнообразить его досуг? Любит стрелять - сводите в тир, отдайте в секцию, важно его загрузить, т.е. структурировать его досуг, загружая его: интеллектуально, эмоционально, физически.

А что любит ваш ребенок? Если вы не можете ответить на этот вопрос. Задайте этот вопрос ребенку: «На что бы ты променял компьютер?»

Сядьте рядом, посмотрите вместе, во что он играет, какой он персонаж.

1) посидите рядом с ним, задайте вопрос, и как только он начнет отвечать вам – вы выстроили мостик для общения.

2) культура гаджитов. Необходимо, постепенно выводить ребенка из данной зависимости, укорачивая время его препровождения за компьютером, и увлекая ребенка в интересную для него деятельность. Тем самым стабилизируя его жизнь. Если данная зависимость уже не просто увлечение, то это уже не 1 стадия зависимости и необходимо включать в процесс специалиста. Потому что здесь необходимо поднять, в том числе и самооценку ребенка, с тем, чтобы он полюбил себя как личность (подружился с собой).

3) Необходимо помочь ребенку составить образ своего будущего. Проговорить с ребенком и шаг за шагом реализовывать этот образ будущего. И об этом нужно говорить каждый день.

Приучить ребенка по каждому случаю говорить о том, какие будут последствия. Если ты сделаешь так - какие будут последствия? А если по-другому – какие будут последствия? Например: «Что будет, если ты сейчас будешь есть? А что будет, если ты сейчас не будешь есть?». И очень полезны занятия трудотерапией.

Постоянно критикуя ребенка, вы понижаете его самооценку. А «зависая» в компьютере – он реализует себя, там он лучший.

Очень полезно для повышения самооценки дать какое-то задание, с которым он отлично справится и похвалить его за хорошо выполненное поручение. Надо искать моменты для похвалы ребенка (критиковать по минимуму, а если критиковать, то обсуждая за что). Необходимо внимательно присматриваться к эмоциональному состоянию ребенка (у него могут быть проблемы с одноклассниками, учителями).

Типичные ошибки родителей.

1. «отстань» (занятость работой или собой)

2. «нельзя» (запреты нужно уметь ставить, объясняя, почему нельзя)

3. критика (недовольство)

4. «ну и что» (невнимательность к эмоциональному состоянию ребенка)

5. навязывание собственных желаний ребенку

      Нотации, беседы или «навязывание своего опыта», не приводят к желаемому результату. Дети не любят слушать о чужом опыте, им становится скучно, и они перестают слышать, о чем им говорят. Не навязывайте детям свой опыт! Очень интересен такой прием. Когда вы говорите: «А что бы ты посоветовал своему однокласснику в той или иной ситуации?».

Часть 2. Компьютерная зависимость

(рекомендации родителям)

Любая зависимость имеет общие черты и как всякая зависимость компьютерная зависимость все время прогрессирует. Существует четыре стадии зависимости: 1,2,3 и 4. Компьютерная зависимость самая опасная среди зависимостей, потому что она прогрессирует с раннего возраста. Когда вы уже замечаете, что ребенок «зависает» у компьютера: он отказывается есть без просмотра сказки, если у него отобрать «гаджет» он может расплакаться, а то и устроить истерику. И это может происходить в 2 или в 3 года. Мы не увидим 3-х летнего ребенка, который уже спивается с бутылкой алкоголя, а зависимого от гаджетов ребенка мы встречаем повсеместно.

Почти все мы имеем 1 стадию зависимости. Это когда мы включаем и смотрим свои гаджеты не тогда когда нам нужно что-то найти, а когда нам нечем заняться и мы обращаемся, например к телефону.

IV стадия зависимости, это когда человек перестает функционировать в обществе, его уже ничего не интересует.

III стадия зависимости, когда человек часами сидит за гаджитом и не контролирует свое время.

Здесь важна цель, компьютер используется не как самоцель, а как средство достижения цели. Человек впадает в транс и выпадает из жизни. Необходим баланс в сторону жизни и использование компьтера, как средства с помощью которого черпается информация, проводится работа и т.д.

При болезни же происходят навязчивые действия, делать, делать и делать. Если у зависимого отнять компьютер, то начинается истерика.

Данную зависимость легче приобрести, очень быстро она прогрессирует. Здесь существует социальная преемственность, она неуловима и это поощряется мощно коммерцией. Чем раньше началась зависимость, тем хуже прогноз. И лечение у врачей обычно очень жесткое.

Профилактика.

1. Как можно позже знакомить ребенка в дошкольном возрасте;

2. У ребенка должна быть яркая эмоционально насыщенная жизнь.

И все-таки время за компьютером это веление времени, поэтому необходимо сесть рядом и присмотреться за ребенком в какие игры он играет:

«игры-стратегии», где ребенок примеряет себе роль координатора (возможно ему недостает самостоятельности в реальной жизни. Важно, для ребенка найти такую деятельность, чтобы ребенок ощутил свою значимость);

«игры-квесты», где необходимо преодолевать определенные препятствия (здесь возможно ребенку не хватает ярких эмоций и приключений). Вовлечь ребенка в игры спортивного ориентирования;

«игры-стимуляторы» имеют техническое происхождение, данные игры постороены на полной реалистичности происходящего (ребенку не хватает активных действий);

«игры-шуторы»- здесь необходимо уничтожить противника (важно объяснить ребенку, что нельзя стрелять в живых существ). В этих играх ребенок выплескивает негативную энергию и эмоции.

Помните, уважаемые родители, что внимание и интерес к жизни ребенка должны носить постоянный характер.

 

СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКА

Суицид - добровольное, осознанное лишение себя жизни. Суицид может случиться вследствие психических заболеваний, таких как депрессия, шизофрения, либо может быть вызвана проблемами в жизни.

Статистика

19 000 000 ч. ежегодно совершают неудачные попытки самоубийства. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) делит все страны по показателю суицида на 3 группы: высокий, средний и малый уровень суицида.

Высокий и очень высокий уровень это 20 человек на 100 тыс. населения (2015 год).

Литва -42;

Белоруссия-37;

Россия -36;

Казахстан- 30;

Венгрия-28,5

Латвия -26;

Украина-25;

Япония-24.

По официальным данным (2015 год)

КБР на 79 месте 4,9 (42) в зеленой зоне

Москва на 80 месте 4,2 (529)

Республика Дагестан – на 81 месте 2,1 (64)

Республика Северная Осетия-Олания- на 82 месте 1,8 (13)

Республика Ингушетия-83 место 0,9 (11)

Астраханская область – на 84 месте 0,8 (8)

Чеченская Республика - на 85 месте 0,6% (8).

Возглавляет список:

1. Республика Алтай 54,1 (116);

2.Забайкальский край 50,5 (548);

3. Еврейский автономный округ 47,0 (80)

ВОЗ Основные причины: неразделенная любовь, конфликты с родителями и сверстниками, страх перед будущим, одиночество.

Ежегодно, каждый 12 подросток в возрасте 15-19 лет пытается совершить попытку самоубийства. По абсолютному количеству подростковых самоубийств –Россия занимает первое место.

Число законченных суицидов среди юношей в среднем в 3 раза больше, чем среди девушек. С другой стороны- девушки пытаются покончить с собой в 4 раза чаще, но выбирают «щадящие» способы, которые реже приводят к смерти.

90% случаев родители не знают о попытках самоубийства, которое предпринималось их детьми. Фактически 35-70% таких детей вообще никому не рассказывают об этом. 60% всех суицидов приходится на лето и весну. Быть может потому, что именно в этот период особенно заметен контраст между расцветом природы и неизменностью внутреннего состояния.

Считается, что болезнью самоубийства является депрессия - 70% депрессивных больных обнаруживают суицидальные тенденции, а 15% из них совершают самоубийства. Поэтому проблема самоубийств – это проблема депрессий. ВОЗ насчитывает 800 причин самоубийств. Из них:

41% -неизвестны;

19% -страх перед наказанием;

18%- душевная болезнь;

18% -домашние огорчения;

6% - страсти;

3%- денежные потери;

1,4%- пресыщенность жизнью;

1,2%-физические болезни.

ВОЗ насчитывает 80 способов ухода из жизни: предпочтительные могут отличаться, в зависимости от региона.

- Повешение. Именно этот способ ухода из жизни выбирают большинство самоубийц.

- Отравление. От передозировки лекарственных средств погибает 15-18% самоубийц.

Время:

Первая половина дня-32%

Вторая половина дня -44%

Ночь-24%.

Прощальные записки оставляют 44% самоубийц. Они адресованы: всем-20%; близким -12%; начальникам-8%; никому-4%.

Суицидальное поведение называют все проявления суицидальной активности- мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения.

Как известно, суицид занимает третье место в классификации причин смертности у населения (после онкологии и заболеваний сердца). В соответствии с прогнозами ВОЗ в 2020 году приблизительно 1,5 миллиона людей во всем мире погибнут по причине самоубийства и в разы большее их число совершит суицидальные попытки.

Остановимся на подростковом и юношеском возрасте.

По данным ВОЗ около 20% самоубийств в мире приходится на подростковый и юношеский возраст. Этот термин особенно применим к подростковому возрасту, когда суицидальные проявления отличаются многообразием.

Суицидные попытки в младшем подростковом возрасте редки, с 14-15 лет суицидальная активность начинает возрастать. Среди незавершенных попыток у подростков мужского пола 32% падает на 17-летних, 31%- на 16-летних, 21% -на 15-летних, 12%- на 14-летних и лишь 4% на 12-13-летних. ( Личко А.Е., 1977). Частота завершенных суицидов у подростков невелика: на 1 завершенный суицид приходится несколько десятков попыток и покушений.

Существуют два ошибочных мнения:

1. что самоубийства вообще совершаются психически больными, ненормальными людьми;

2. что именно юношеский возраст из-за кризисного дает максимальный процент самоубийств.

Нет, подростки и юноши реже, чем взрослые, но больше чем дети кончают жизнь самоубийством. Но за последние годы юношеский суицид вырос, тогда как взрослый остается прежним. «Эффект Вертера»- самоубийство под влиянием чьего-то примера (Гете «Страдание юного Вертера» - волна самоубийств у немецкой молодежи). К сожалению плохой пример заразителен. Иногда люди, не сговариваясь, стремятся подражать самоубийству, широко освещенному в средствах массовой информации (эффект Вертера). Это началось более двух веков назад. На улице городов по всей Европе то и дело появлялись пестро одетые люди. Желтая жилетка, синий фрак и панталоны могли бы стать модной тенденцией. Прогрессивная молодежь находилась под впечатлением прочтения романа великого Гете «Страдания юного Вертера». Произведение принесло автору мировую известность. Но кто бы мог подумать, что люди захотят скопировать не только привычки в одежде, но и ужасающую концовку сюжета: в финале главный герой стреляет себе в голову. Тогда эффект Вертера как явление не был классифицирован. Это произошло лишь два века спустя. А в 70-х годах 18 века власти в Германии, Дании и Италии не нашли ничего лучшего, как запретить произведение, прекратив провоцировать впечатлительную молодежь на суицид. Однако синдром юного Вертера по прошествии двух веков никуда не исчез. Дэвид Филипс начал независимое расследование. Ученый проанализировал детали 12 тысяч самоубийств, что освещались в теленовостях, и пришел к страшному выводу. Людям действительно свойственно копировать попытки суицида, и неважно, из каких источников они об этом узнали: из газет, литературы, новостных программ или телефильмов. Так в психологии возник новый термин – эффект Вертера. Это что-то за гранью понимания, но также установлено, что явление имеет под собой мощный мотив. Например, желание уйти в мир иной вслед за кумиром.

Как правильно освещать трагические новости.

Зная какой сильный эффект оказало на молодежь Европы произведение великого Гете, все же никто не станет скрывать новости, в век интернета они все равно просочатся в массы. Важно знать как правильно осветить событие. Абсолютно лишними являются детали самоубийства, освещение причин и мотивов. Миллионы людей могут иметь похожие судьбы. А чей-то суицид может стать инструкцией к действию или расцениваться как единственный выход из затруднительной ситуации. Почему имеет место подражание?

Люди, оказавшиеся в затруднительных ситуациях, впадают в депрессию или ощущают на себе тяготы других психических расстройств. У них нет сил бороться или просить о помощи. В таком критическом состоянии гораздо проще узнать о судьбе человека, дублирующего твою судьбу, как две капли воды. Только этот человек уже нашел выход… журналисты, описывающие очередной случай с намеренным драматизмом, еще больше подливают масло в огонь. Повышенные тона и излишняя эмоциональность действуют на отчаявшихся, как красная тряпка на быка. Экспертный совет Роскомнадзора предлагает освещать роковые события сдержанно и сжато. Там не должно быть деталей самого действа, которые могут стать для поклонников подробной инструкцией к действию. Отношение должно быть серьезным и сдержанным, взвешенным. Нельзя вести рассказ от имени жертвы, намеренно акцентировать внимание на поле и возрасте самоубийцы. По статистике, синдром Вертера увеличивает количество самоубийств одного пола и возраста. Как видим, слова, что льются сплошным потоком из новостного ряда телевидения, оказывают слишком действенное влияние. Отчаявшиеся люди, особенно подростки, воспринимают новости о суициде как алгоритм к действию. Теперь разберем психологический портрет человека, который может последовать примеру известного самоубийцы. Что такое эффект Вертера с точки зрения определения группы риска? Он неуверен в себе, полагается на чужое мнение и привык в своих действиях руководствоваться избранным примером подражания. Этот человек ведом, его легко закугать или переубедить. Он доверяет чужой оценке больше, чем собственному восприятию ситуации. Он обладает слабой силой воли, и в нем не развито чувство самосохранения.

Количество попыток превышает количества совершенных самоубийств: у взрослых 10 к 1, у подростков 50 к 1, у детей 100 к 1.

Юноши совершают самоубийства втрое чаще, чем девушки. Хотя девушки попытки предпринимают в 4 раза чаще, но они имеют демонстративный характер.

Неудачные попытки чаще не повторяются, но 10% мальчиков и 3% девочек от 10 до 20 лет в течение двух лет всё-же покончили с собой.

Почему это происходит? У некоторых категорий людей любая неудача вызывает непроизвольные мысли о смерти. Влечение к смерти, фрейдовский «танатос» не что иное, как попытка разрешить жизненные трудности путем ухода из самой жизни.

Необходимо помнить: «Когда нет самого важного, все становится неважным, и все неважное становится важным, и любое может стать смертельным».

                                                                                                           Лидия Гинзбург

Профилактика юношеского самоубийства заключается не в избегании конфликтных ситуаций, а в создании психологического климата, чтобы подросток не чувствовал себя одиноким, непризнанным и неполноценным.

В 9 случаях из 10- юношеские покушения на самоубийство- не желание покончить счеты с жизнью, а крик о помощи.

80% -совершаются дома, в дневное и вечернее время суток, когда кто-то может вмешаться. Здесь возможен даже суицидальный шантаж. Тем не менее это смертельно серьезно и требует чуткости и внимания родителей и учителей.

«Нет ничего более страшного для человека, чем другой человек, которому нет до него никакого дела».

   Осип Мандельштам «О собеседнике»

Типичные мотивы суицидальных попыток в подростковом возрасте можно объединить в несколько групп. Один из наиболее распространенных мотивов- демонстрация/манипуляция. Подросток решается на этот шаг, желая наказать обидчиков. Ими могут быть родители, сверстники своего или противоположного пола. Иногда подросток совершает суицидальную попытку, чувствуя угрозы утраты родительской любви (при рождении младшего ребенка, появления в семье отчима и т.д.) попытка может быть предпринята как средство шантажа, но без серьезного намерения уйти из жизни. Опасность в том, что действия, начатые как простое запугивание, могут обернуться непоправимой трагедией, тем более, что по данным суицидологов, подростки часто действуют в подобных случаях при суженном сознании, т.е. плохо контролируя себя. Отмечено, что такой вид суицидальных попыток совершается чаще всего подростками с истероидной и неустойчивой акцентуациями характера.

Другой мотив суицидального поведения- переживание тупика или безысходности. Риск таких переживаний у подростков особенно велик из-за высокой тревожности, а также недостаточности социального опыта, когда какая-либо житейская ситуация воспринимается подростком как безвыходная- оставаться в такой ситуации невозможно, а изменить ее нет сил. У девочек такой ситуацией могут стать, например , сексуальные домогательства со стороны кого-либо из родных.

Среди подростков и юношей встречается также еще один вид мотивации- следование групповой норме. Время от времени в СМИ появляются данные о самоубийствах подростков, попавших под влияние тоталитарных сект или увлекавшихся компьютерными играми с предсказанием даты своего ухода из жизни. Возможно, для таких подростков крайняя степень зависимости от групповых норм сочеталась с острым желанием испытать яркие и острые, пусть даже сугубо отрицательные ощущения.

Основные психологические факторы риска суицидального поведения подростка.

Один из них- сниженный фон настроения подростка.

Для подростков, совершивших попытку самоубийства или имеющих суицидальные мысли, достаточно типично депрессивное состояние. Другим фактором риска называют повышенную склонность к аутоагрессии и неразвитость приемлемых способов выражения своего негодования по отношению к другим людям. Неосознанная, подавляемая агрессия по отношению к другим людям может быть пережита подростком как ненависть к себе самому. Еще одним фактором риска может быть негативизм самовосприятия и неустойчивость самооценки. Сами по себе эти психологические факторы довольно распространены среди подростков, однако при их сочетании и яркой выраженности имеет смысл проводить психопрофилактическую работу.

Диагностика психологических факторов риска суицидального поведения может проводиться с помощью опросников и проективных методов. Опросник агрессивности Басса-Дарки позволяет выявить чувство вины, подозрительность и косвенную агрессию как возможные проявления невыраженной и непринятой подростком агрессии к другим людям. Методика изучения фркстрации С Розенцвейга помогает выявить аутоагрессию как самообвинение. Наконец, ряд опросников позволяет определить, снижен ли у подростка эмоциональный фон (САН, шкала сниженного настроения- субдепрессии В. Зунге-Т.Н. Балашовой).

Важнейшее направление психопрофилактики суицидальных намерений подростков- развитие позитивных взаимоотношений в группе. Исследования показали, что одним из условий возникновения суицидальных мыслей у подростков становятся недружелюбие сверстников и неблагоприятный психологических климат в группе. Наконец, важным средством профилактики является семейное консультирование. В случае, если у подростка выявлены суицидальные мысли, но попыток он не совершал консультирование необходимо направить на улучшение психологического климата в семье, помочь родителям принять негативные чувства подростка и развить навыки общения с ним. Консультирование выглядит иначе, если подросток совершил попытку самоубийства. В таких случаях бывает необходимо прежде всего освободить и подростка, и его членов семьи от гипертрофированного чувства вины. Для подростка желательно, чтобы близкие поняли и приняли бы его чувства как естественные, а не манипулировали бы при помощи чувства вины. При этом условии психологические последствия суицидальной попытки могут компенсироваться.

К группе риска по суициду относятся подростки:

- с нарушением межличностных отношений, «одиночки»

-злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным или криминальным поведением, включающим физическое насилие;

- с затяжным депрессивным состоянием;

- сверхкритичные к себе подростки;

- страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат, от хронических или смертельных болезней;

-фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями

- страдающие от болезней или покинутые окружением подростки;

- из социально-неблагополучных семей- уход из семьи или развод родителей;

- из семей, в которых были случаи суицидов.

Для предотвращения суицидов у детей учителя могут сделать следующее:

-вселять у детей уверенность в свои силы и возможности;

-внушать им оптимизм и надежду;

-проявлять сочувствие и понимание;

- осуществлять контроль за поведением ребенка, анализировать его отношения со сверстниками.

 

minobrazovania

minobrazovania

minobrkbr

departam

govru

dvizh obsh school

eg

gia

ege

fipi

dnevnik

rdsh 

yunarmi

nok

Администратор сайта: Мальбахов А.А © 2013-2016 Все права защищены.
Создание и поддержка сайта ООО “УДЦ ”Кватро”